Главная » 2015 » Апрель » 29 » Раиса Ильинична Голубина: «Вот так мой жизненный путь сложился…»
12:09

Раиса Ильинична Голубина: «Вот так мой жизненный путь сложился…»

10 апреля в музее Кузнецкого машиностроительного завода состоялось торжественное вручение 15 ветеранам предприятия юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятных знаков Кузбасса «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Среди награждённых – замечательный человек и великая труженица – Раиса Ильинична Голубина. Она родилась в 1927 году в Новосибирской области. В 1930 году семья переехала в Новокузнецк. В 1942 пришла на завод. После окончания войны продолжила работать здесь вплоть до выхода на пенсию в 1982 году.

 

- Расскажите, почему Вы пошли работать на завод, ведь Вам было всего 15 лет?

- Мне в июне исполнилось пятнадцать, а на завод пришла в мае. Мы всей компанией, человек шесть девчонок, пошли проситься на фронт. Ну, все идут на фронт, а мы как же? Как-то болели за страну, не хотели в стороне оставаться. Но нас, попросту говоря, попёрли: «Идите отсюда», говорят. А на заводе взяли. Так получилось, что устраивалась на некоторое время, чтобы хоть чем-то помочь фронту, а проработала 40 лет!

Пришли, ничего не знаем, не умеем. Нас послали в 20 цех – деревообрабатывающий, где делали приклады к автоматам. Сначала мы носили доски в сушильную камеру, а оттуда в цех. Привезут доски к проходной - «пятидесятки», шесть с половиной метров, и вот мы их носили. Потом, когда немножко освоились, нас стали приучать к работе на станках. Я работала на копировальном станке, сверлильном, ленточном, строгательном – на всех, которые были в цехе, все станки знала. Учились мы быстро – за 2-3 дня.

- Трудно было? Как тогда жили люди? Где?

- Во время войны рабочий день длился 12 часов. Было так, что домой не отпускали, ночевали на заводе. Мама приходила в проходную и оттуда звонила в цех узнать, живая я или нет. Нас дополнительно кормили. Ну что давали? Помню, у нас был Андрей, фамилию забыла, в завкоме работал, он всё смеялся: дырку просверлит в ложке, чтобы «бульон» стёкал и оставалась гуща – капуста, картошка, чтобы поесть. Суп такой был. Помню, однажды нам дали по 5 килограммов мёда. Я когда маме принесла талон на получение мёда, она полдня рыдала, приговаривая: «Ну, Раиса, ну, ударница моя!»…

Мы с родителями жили в своём доме по улице Бессонова, другие селились в деревянных бараках. Помню, как строили двухэтажный дом для заслуженных ветеранов и инженерно-технических работников…

Тяжело было. Но и праздники у нас были, как же! У нас по тем временам в цехе была политура, мы ею полировали приклады. Вот, как праздник, нам начальник цеха даёт политуру. Мы её чистим: наливаем воду в политуру, а снизу – марля. От воды она собирается в субстанцию, делается как жвачка, а спирт выходит. Ну и, значит, начальник говорит: «Девчата, это вам». Мы все соберёмся в сушилке, весь цех, и по маленькой… Он нам: «Только не опьянейте!». Так мы отмечали удачу или победу наших войск на фронте. У нас же огромный рупор висел, громкоговоритель, и только заходишь в проходную, уже знаешь, что происходит на фронте.

- Вы помните людей, с кем работали, знаете, что с ними сейчас?

- Помню, конечно. Вот на фотокарточках у меня вся наша бригада. Это я и подружка, мы вместе работали в 20 цехе. Это наша бригада: Лида Поделила, Катя Дубинина, Тоня Сёмина. Уже почти никого нет в живых, а кто-то уехал давно, не знаю, что с ними…

А это нас возили на уборку урожая, на картошку, в 43 или 44 году. Мастер Иван Дмитриевич Стефанов и весь наш цех.

- Расскажите про День Победы, как всё было?

- Я не могу без слёз говорить. Когда услышали про победу, у нас такая радость была! Проходную открыли, все бегут. В цехе такое фойе было, там все собрались. И наша смена, и не наша – все собрались. Плачем, смеёмся, обнимаемся. Рёву там не знаю, сколько было. Как говорят, праздник со слезами на глазах. Очень тяжело было, даже сейчас вспоминать тяжело.

- Из Ваших родных кто-то на фронте воевал?

- Дядя Михаил Петрович Степанов погиб, а второй дядя сильно был ранен, попал в плен, но вернулся. А папа Илья Алексеевич Степанов работал на КМК, в литейном цехе, поэтому на фронт не забрали. Он был знатный. Ценили его: наград много, орденов. Он мне всё говорил: «Рая, работай честно».

- У Вас тоже наград немало.

- Это всё за работу давали. Как раньше называли – стахановцам. Мы норму выполняли, перевыполняли, за это нам давали медали и знаки. Медаль « За долголетний добросовестный труд», «К 100-летию со дня рождения Ленина», знаки «Победитель соцсоревнований». Юбилейные медали к 50, 60, 65-летию Победы.

- Сегодня вручат ещё одну – к семидесятилетию Победы.

- Спасибо, что пригласили. И во время войны к работникам завод относился очень хорошо. Нас поддерживали морально и материально. Сейчас у меня болят ноги, я редко куда выхожу, но на праздник пришла. Была уверена, что родной завод не подведёт!

- А после войны как у Вас жизнь сложилась?

- После войны 20-й цех ликвидировали, стал 22-м литейным. Нас туда перевели, кто остался. От литейного потом отделился модельный цех, там и работала. Прошла на заводе курсы - сначала курсы кладовщиков, потом бухгалтерские. Ну и проработала 40 лет. В 1952 году мне от завода дали двухкомнатную квартиру, я в ней вырастила дочек-двойняшек. Одна дочь живёт в Москве, другая в Ильинке. Им уже по 64 года. Когда дети стали взрослыми, мне дали другую квартиру, однокомнатную, на Запсибе, где я сейчас и живу.

- Давайте поговорим про Ваш дом. Устраивает Вас обслуживающая организация?

- У меня дом радом с ЖЭК №5. Он нас обслуживает. Я бы сказала, что неплохо. В подъезде очень чисто, возле дома тоже – дворник постоянно метёт, убирает. Жильцы хорошие, нет таких, которые специально бы гадили. Всё замечательно. Я довольна.

- Скажите, в чём секрет молодости?

- Могу сказать: надо работать, работать и работать. Не сидеть, как многие бабки у подъездов. Я никогда на лавочке не сидела, у меня всё время была работа. После того, как вышла на пенсию, буквально через год, устроилась на Запсиб. И проработала там 8 лет. И не ушла бы, да внуки заставили – не с кем было их оставлять. Когда устраивалась, посмотрели мою трудовую книжку, говорят: «Ой, берём, берём!». А там у меня благодарностей – писать больше некуда, и всего одна запись: «Принята…», «Уволена…». Вот так мой жизненный путь сложился…

 

Сегодня в Новокузнецке проживают 5133 ветерана Великой Отечественной войны. Из них 354 фронтовика, 4529 тружеников тыла, 118 бывших несовершеннолетних узников фашистках концлагерей, 87 жителей блокадного Ленинграда, 45 военнослужащих, не принимавших участие в боевых действиях в годы войны.

Низкий поклон вам, с праздником Великой Победы!

Наталья Игнатьева

Категория: СвежийВыпуск | Просмотров: 71 | Добавил: prig | Рейтинг: 0.0/0
Опрос:
 
Тепло ли у вас дома?


Всего ответов: 192





















































Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи